На днях Руководитель нашего московского представительстваДмитрий Киселев встретился со Степановым Сергеем Юрьевичем - доктором психологических наук, профессором кафедры менеджмента и управления проектами Московского института открытого образования, старшим научным сотрудником лаборатории здоровьесберегающих технологий в образовании Московского городского педагогического университета, заслуженным работником образования Республики Карелия.
Сергей Юрьевич, в выступлении Андреева Тимура Олеговича – руководителя Корпорации развития Московской области – на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме прозвучала информация об инвестиционном российско-китайском образовательном проекте. Могли бы Вы поподробней рассказать об этой инициативе как ее автор и главный разработчик.
С большим желанием. Идея такого образовательного проекта давно назрела. Дело в том, что экономические, политические, социальные и культурные интересы наших стран и народов друг к другу как ближайших соседей, с одной стороны, имеют давние исторические корни, а, с другой стороны, процессы глобализации в современном мире выдвигают на повестку ближайшего и тем более отдаленного будущего задачи евразийской геоэкономической интеграции и повышения нашей конкурентоспособности в мировой экономике и политике. Вместе с тем, имеющиеся на данный момент различия в культурных традициях, в языке у наших народов столь велики, что это, безусловно, является серьезным ограничением, а иногда и препятствием на пути сближения их бизнес интересов, интеграции экономических процессов. Известно же, что главным условием этого является степень доверия и понятности партнеров по бизнесу друг для друга. А пока в этом мы не очень преуспели. Так вот, наш проект создания на территории ближайшего Подмосковья российско-китайского образовательного центра, где будут учиться, а значит дружить и общаться российские и китайские дети, направлен на то, чтобы сформировать страту будущих специалистов (представителей национальных элит): ученых, общественных деятелей, руководителей государственных и коммерческих организаций, предпринимателей, которые будут дружественно настроены друг к другу, будут понимать особенности традиций и ценности культуры народов России и Китая, будут иметь с детства опыт сотрудничества в разработке ученических, а в дальнейшем и реальных проектов, хорошую языковую компетентность и практику.
В чем новизна Вашего проекта? Чем он отличается от уже существующих форм сотрудничества и обмена взрослыми и детскими делегациями из России и Китая?
Главное и ключевое отличие в том, что все существующие варианты взаимодействия – официальные визиты, конференции, туризм и тому подобное носят локальный, кратковременный и эпизодический характер. А значит, в таких формах не могут сложиться и вызреть действительно устойчивые дружеские отношения, доверительные связи между будущими элитами двух стран, и проблема языкового и культурного барьера будет оставаться непреодолимой. Не случайно же говорят, что для того, чтобы действительно узнать и понять друг друга нужно вместе «съесть пуд соли». Кроме того, имеющийся в сфере международного образовательного сотрудничества опыт локализован преимущественно в сфере высшего образования, т.е. затрагивает студентов, у которых базовая ментальность уже сформирована, а значит ограничена. Мы же хотим развернуть системную работу на уровне школьного возраста, когда ментальность находится в фазе активного развития и формирования. Мне, как специалисту в области возрастной и педагогической психологии, хорошо известно, что именно у детей мы имеем самый высокий потенциал креативности и готовности к развитию, а значит, к естественному впитыванию самой разнообразной, в том числе кросс-культурной информации.
Мы знаем, что Вы были членом рабочих групп аж пяти Государственных советов, за что удостоились благодарности Президента РФ, а также стартап-директором двух довольно известных в России образовательных проектов: АНО «Павловская гимназия» (в Подмосковье) и Университетская школа Московского городского педагогического университета. Чем может помочь Ваш опыт в реализации нового более грандиозного проекта?
В первую очередь тем, что накоплен опыт создания и успешного вывода на «орбиту» устойчивого функционирования, как говорится, с нуля двух школ: частной и государственной. Для большого инвестпроекта (до восьми миллиардов рублей), в котором пересекаются интересы бизнеса и задачи государственного масштаба, - это чрезвычайно важно. Второе, наличием достаточного уровня понимания тех рисков и подводных камней, которые ожидают нас на пути реализации международного образовательного проекта. Третье, сформированностью связей в педагогической страте и управленческой сфере столичного, подмосковного и общероссийского образования, являющихся необходимым кадровым и административным ресурсами для стартапа такого рода проекта. Четвертое, участием в руководимой мной команде разработчиков проекта видных и высокопрофессиональных деятелей образования и психолого-педагогической науки, способных осилить его масштаб.
Сергей Юрьевич, что будет представлять из себя Российско-Китайский образовательный центр?
На территории не менее 15-20 га в ближайшем Подмосковье около Новорижского шоссе в экологически чистом и живописном районе предусмотрено строительство начальной, основной и старшей школы, спорткомплекса со стадионом и бассейном, таунхаусов для приглашенных преподавателей, корпуса культурно-досугового предназначения, а также кампусов круглогодичного функционирования для обмена школьниками (студентами) из России и Китая, готовыми жить и обучаться на протяжении нескольких месяцев, а может быть и лет на базе комплекса.
Как Вы себе представляете учебно-воспитательный процесс в подобном учебном заведении?
Обучение, воспитание и развитие будет осуществляться в смешанных классах-командах на основе лучших традиций образования наших стран, а также с использованием современных IT, мультимедиа, крауд, аджайл и ко-криэйшен технологий. Будет разработана оригинальная билингвальная (синхронная) образовательная система с чередующимися уроками и другими внеурочными занятиями на русском, китайском и английском языках.
Прием на образовательные программы школьников/студентов будет осуществляться как на платной (90-95% от числа обучающихся), так и бесплатной основе (5-10% - по конкурсу).
После окончания обучения выпускники станут студентами ведущих российских и китайских вузов, а дальше сотрудниками и лидерами инновационных, проектных, исследовательских центров, финансовых, венчурных, промышленных, сельскохозяйственных государственных компаний и коммерческих фирм.
Сергей Юрьевич, идейная и образовательная сторона проекта из Ваших слов уже понятна. А как на счет собственно инвестиционной стороны дела? Есть ли уже желающие вложиться в Ваш проект?
Как я уже сказал, проект достаточно масштабный. По нашим рассчетам: предполагаемый объем инвестиций – от 5,5 до 8,5 млрд.рублей, срок полной окупаемости 7-8 лет, ежегодный процент дохода на вложенные инвестиции после завершения стартапа – не менее 20%.
При поддержке руководства Корпорации развития Московской области, лично ее руководителя Т.О.Андреева, были проведены переговоры с представителями крупного российского и китайского бизнеса, с послом КНР в России, с руководством компании «Иннопрактика» и Центра национального интеллектуального резерва МГУ им. М. В. Ломоносова. И уже определился круг первых инвесторов и заинтересованных участников проекта.
Что получат инвесторы проекта помимо дивидендов?
Инвесторы и спонсоры проекта получат широкий выход в медийно-информационное пространство России и Китая (возможно шире), общественные, имиджевые и репутационные дивиденды, неформальные связи с представителями действующих и будущих элит этих стран, а это, согласитесь, не малый социальный капитал.
Каковы перспективы реализации проекта?
Российско-Китайский образовательный комплекс может стать международным центром образовательной кооперации России и Китая, координирующим базовые вузы и школы Москвы и Подмосковья, где ведется изучение китайской культуры и языка. Кроме того, успешность реализации проекта может побудить включиться в его орбиту элиты других дружественных России стран, в первую очередь Казахстана, Белоруссии, Индии и др.
Проект совместного российско-китайского образования будет одним из стратегических образовательных и кадровых ресурсов реализации Национальной технологической инициативы России, выдвинутой нашим Президентов в послании Федеральному Собранию.
Благодарю Вас за интереснейшую беседу!
Источник: http://gosrf.ru/